А чтоб было.
Оригинал взят у в
Катери (Екатерина) Текаквита – Женевьева Новой Франции.Одна из самых известных святых, индейского происхождения в Северной Америке. Её память в США отмечается сегодня.Катери Текаквита родилась в деревне могавков (мохоки, одно из племён Лиги Ирокезов), Гандахоухагуе (ныне Орисвилль, Нью - Йорк) в 1656 году. Она была дочерью христианки из племени алгокинов и воина – язычника из племени могавков. Ей довелось жить во времена сильных потрясений, страшных эпидемий и насилия.Индейцы разных племен сражались друг с другом и с многочисленными колонизаторами - голландцами, французами и англичанами.Европейцы привезли с собой множество болезней, в том числе оспу, к которой у индейцев не было иммунитета. Родители и брат будущей святой умерли от оспы, когда ей было 4 года; сама Катери тоже перенесла заболевание – болезнь навсегда обезобразила её лицо и ухудшила зрение. Индейцы прозвали её Текаквитой – в переводе «Бродящая наощупь».читать дальше
Ответственность за гибель соплеменников от неизвестных ранее болезней мохоки возложили на французских миссионеров-иезуитов, многие из которых поплатились за это жизнью (некоторые из них впоследствии были канонизированы).
Однако вскоре индейцы заключили мир с французами и даже разрешили им жить бок о бок.
Когда Катери было 20 лет, миссионер – иезуит, отец Жак де Ламбервилль обратил её в католичество и крестил на Пасху 1676 года, дав имя при крещении в честь святой Екатерины Сиенской (Катери - форма имени Екатерина на языке могавков). В 1679 года она решила посвятить жизнь Богу и дала обет целомудрия. Женщине, старавшейся соблюдать христианские обычаи, среди индейцев приходилось нелегко: когда Екатерина отказалась работать по воскресеньям, её обвинили в чёрной неблагодарности и перестали по воскресеньям кормить. Когда же она отказалась выполнить повеление своего дяди, вождя племени, выйти замуж, на нее вовсе стали смотреть как на дурочку; идея целомудрия казалась индейцам столь же глупой и безумной, как и античным язычникам. Соплеменники устроили ей травлю. Отвергнутая за веру своими соплеменниками – язычниками, она покинула родную деревню и прошла 200 миль (около 320 км) до миссии Св. Франциска Сальского или Каугхнавага (Канаваке), неподалёку от Монреаля (провинция Квебек). Там она осталась жить, посвятив себя делам молитвы и покаяния.
Там она стала образцом религиозного рвения. Катери босиком ходила по льду, снегу и раскаленным углям и спала на кровати из терниев.
"Она истязала себя всеми возможными способами: бессонницей, постом, холодом, огнем и веригами, которыми до крови обдирала себе плечи по нескольку раз в неделю", - вспоминал живший в Канаваке миссионер Пьер Шолене.
Даже иезуиты считали, что она порой переусердствует.
Однако по мнению современного исследователя Оренды Буше, которая живет среди индейцев - ирокезов, Катери Текаквита с детства была приучена к ритуалам, когда индейцы-мужчины через различные испытания закаляли себя перед битвами, поэтому ее индейские верования органично сплелись с христианской религией. Таким образом, Катери себя воспитывала в качестве «христова воина», сражающегося не с видимыми врагами, а с грехом и злыми духами.
Кроме того, она активно занималась благотворительностью: помогала и заботилась о бедных, больных и стариках. В 1679 году получила позволение от властей основать монастырь.
Катери умерла в Каугхнаваге 7 апреля 1680 года возрасте 24 лет видимо, от рака желудка. Лихорадка и боль истерзали её, но после смерти лицо девушки преобразилось и стало спокойным, сияющим, все следы болезни пропали. Вскоре после похорон она стала являться в видениях различным людям. Её могила стала местом паломничества индейцев – христиан и французских колонистов, там совершилось множество чудес. И при жизни и после смерти Катери была почитаема жителями Квебека. Её с любовью называли и называют Лилией Могавков (цветок лилии – христианский символ непорочности) Женевьевой Новой Франции – в честь знаменитой святой Старой Франции преподобной Женевьевы Парижской.
В 1884 году преподобный Кларенс Уолворт поставил Катери памятник.
Почитанию св. Катери способствовало появлению духовенства из числа коренных американцев в католических церквах в США и Канаде. Конференция Текаквиты – Международная ассоциация католиков – индейцев и духовенства названа в её честь.
Некоторые мохоки из Канаваке равнодушны к своей знаменитой предшественнице. Многим индейцам, в культуре которых центральной фигурой является многодетная мать, непонятна идея вечной девственницы и "христовой невесты".
У других Катери вызывает неприятные ассоциации с колонизаторами, потерей земель и традиций.
И все же сегодня 680 тысяч из двух с половиной миллионов коренных американцев причисляют себя к католикам. Они-то и молились за то, чтобы Катери была причислена к лику святых. И молитвы их, похоже, были услышаны.
Катери – первая коренная американка, которую было предложено причислить к лику святых. Процесс канонизации был начат в 1884 – 1885 годах папой Львом XIII (понтификат 1878 - 1903), а 3 января 1943 года папа Пий XII (понтификат 1939 – 1958) объявил её «досточтимой».
Беатифицирована в 1980 году папой Иоанном – Павлом II. Канонизирована в 2012 папой Бенедиктом XVI.
Фото с церемонии канонизации 20 октября 2012:
Католическая Церковь празднует её память 17 апреля.
Почитается как покровительница экологов, сирот, изгнанников, индейцев, людей, высмеиваемых за благочестие
Составлено по:
1. Розмари Эллен Гуили. Энциклопедия святых; перевод с английского Т. Шушлебиной. – СПб. : Азбука, Азбука – Аттикус, 2014. Стр. 243 – 244.
2. krotov.info/yakov/history/17_bio_moi/1680_kanad...
3. www.bbc.com/russian/society/2012/10/121018_firs...
4. en.wikipedia.org/wiki/Kateri_Tekakwitha
Ещё изображения святой Катери Текаквиты:
1. Самое раннее изображение святой из её жизнеописания, составленного около 1690 года иезуитом, отцом Chauchetière:
Современные изображения:
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.